Вчера был день музеев и по случаю такого события часть музеев работало бесплатно, а часть сильно снизила цену за вход. Нашей целью был «Музей холодной войны», он же «Бункер-42 на Таганке». В обычные дни вход стоит 700р, а для студентов – 400р и всё по предварительной записи. Вчера же всё было в порядке живой очереди и за 100 рублей с каждого. Разве мы могли упустить такой шанс? А фотовыставку «По воле Рока», расположенную там же, мы решили отложить до пятницы.
читать дальшеВыйдя с работы чуть раньше 18 часов, я направилась пешком в сторону Таганки. Всё равно придётся ждать друзей, едущих из области, так что можно не спускаться в метро, где в это время час пик, а прогуляться. Где-то между «Курской» и «Таганской» я неудачно поставила ногу, ступня стала заворачиваться вбок, что-то хрустнуло, резкая боль пронзила правую щиколотку, и я чуть не упала. Так как в этот момент я переходила дорогу, я поспешно допрыгала практически на одной ноге до противоположного края дороги, там осторожно поставила ногу на землю, попробовала перенести на неё вес – было больно, но я пошла вперёд. Я подворачивала ноги много раз и прекрасно знаю, что надо делать – не останавливаться, ни в коем случае не останавливаться, идти дальше, как бы ни было больно, разрабатывать ногу, чтобы если что и выскочило – тут же встало на своё место. Нога, разумеется, тут же распухла. Идти было больно, но выбора не было. На подходах к «Таганской-Колцевой» начался дождь и поднялся жуткий ветер – когда направила зонт против ветра, он начал складываться! Я бодро дотопала до станции и вошла внутрь, ожидая Эдди с Ветром, которые уже подъезжали. Жалко, что на улице была такая дряная погода – пришлось стоять внутри, а так бы я ходила снаружи, что в моей ситуации было бы лучше. Минут через пять названные личности сошли с эскалатора и мы под весёлой погодкой двинулись к Бункеру. Эти пять минут сделали своё злое дело. Если на подходах к станции метро, я шла почти нормальным шагом, то после пяти минут стояния я снова начала еле-еле ковылять, разрабатывая ногу. Сверяясь с картой, дошли до места. Пройти мимо было невозможно – любителей халявы нашлось множество. Очередь была человек эдак в двести. Мы пристроились в конец, прикинув, что попасть должны в ближайшие два часа – обещали пускать каждые полчаса по 50 человек. Весёлая погодка, видимо, была направлена на то, чтобы уменьшить количество желающих попасть в музей, однако народ не сдавался. Вскоре к нам присоединилась Эстел. В 19 часов очередь начала шустро двигаться. Было ощущение, что пускают не по 50 человек в полчаса, а каждые пять-десять минут человек по 10-20. Дождь закончился, на холодном ветру мы промёрзли, потому было принято решение сходить и купить где-нибудь чая. Сходить решили я и Эдь. Хорошо, что я пошла – нога за длительное стояние успела ухудшить своё состояние. Мы медленно направились в сторону общепитов. До макдака решили не ходить, «Крошка-Картошка» была ближе. Но перед переходом через дорогу я поняла, что идти не могу. Вот просто не могу и всё. К счастью, рядом обнаружилась аптека. Мы доковыляли до неё, приобрели эластичный бинт и замотали мне ногу – идти стало легче. Дошли потом, купили чаю, принёсли ожидающим нас.
К этому времени очередь продвинулась до шлагбаума «Граница поста», а очередь сзади была длиннее, чем когда мы только пришли. Вскоре мы попали за решетчатый забор, где уже многое напоминало о том, куда мы направляемся, а на стене висела схема Бункера. Эдь смотрел на выходящих людей и любопытствовал – что же они такие довольные? В сам музей мы вошли ближе к девяти часам вечера. Первое, что было у нас на дороге – рамка дозиметра, который изредка пищал, совершенно внезапно всегда и без какой-либо логики. То ли дядя за стеклом развлекался, то ли запрограммировали так. Дальше была стена с фотографиями, а ещё дальше – касса. Мы прикупили билетики, свернули вбок и почти сразу попали на лестницу, ведущую внизу. Спуститься предстояло на 18 этажей. На лифте висела табличка «Сегодня лифт не работает», так что всё шли пешком. С моей ногой спускаться было особенно весело, впрочем, отступать было некуда, я только шипела иногда от боли сквозь зубы, или подвывала, если не очень удачно ставила ногу. Спасибо моим друзьям, что не убежали вперёд, а шли довольно медленно, подстраиваясь под мою скорость и дожидаясь, когда я отставала. На самом деле по нашим меркам этажей там не 18, а поменьше. Обычно ведь один пролёт это 10-12 ступенек, а тут всего восемь. В общем, спустились мы успешно.
Первое, что нас встретилось в полностью металлическом коридоре – столик с яркой лампой и телефонами. Конечно, мы пофоткались. Все же фоткаются и нам надо! Пошли дальше – коридоры переходили один в другой, часть ходов были закрыты решётками, что жутко будоражило любопытство – что там, внутри этого туннеля, в этой темноте. Насколько хватало, светили туда фонариком, но он далеко не доставал, а вблизи особо интересного ничего не было.
По дороге нам встретился зал, где люди смотрели фильм. Мы не стали останавливаться, прошли дальше. Сразу за ним был зал, откуда производился ответный ядерный удар по США. Человек в военной форме (не разбираюсь я в званиях и знаках различия) командовал двумя операторами из числа посетителей и рассказывал много всего между делом. Оказалось, что одного оператора мало – нужно двое и чтобы действовали синхронно. На стене выше была высвечена зелёная сетка, периодически сменяющаяся кадрами, показывающими пуск и полёт ядерной ракеты, а также непосредственно удар. Ещё экскурсовод рассказал, что ракеты, которые тут «запускали» годны ещё буквально несколько лет (до 2020го что ли), а больше их не делают, потому, что делали их в Днепропетровске, а сейчас этот город на территории другой страны. Когда «ядерный удар» был совершен, экскурсовод предложил нам фотографироваться за пультами или проходить в следующий зал. Мы же фоткаться не стали – слишком много было желающих, только посмотрели на модели ракет и двинулись дальше. А лестница наверх была перекрыта… Жаль.
В следующем зале было светло. Там были противогазы и прочие средства защиты, которые можно было примерить, как и форму. Стояли печатная машинка, узлы связи, играл катушечный магнитофон. Ну, мне показалось, что это он играл, ибо катушки вертелись, и только на нём была надпись о том, чтобы кнопки не нажимали. Ещё был макет бункера, довольно большой, но мы всё равно не поняли, где именно мы находимся. Также там же стоял стол, очевидно сталинский, на котором были телефоны и много всего прочего, а рядом флаг. За столом тоже пофоткались и пошли дальше. Лестница, снова длинные коридоры, ещё лестница… а потом оказалось, что в принципе, это всё. Мы прошли мимо бара, а потом мимо зала с выставкой «По воле Рока», где Эстел умудрилась узреть фотографию Маврина, висящую сбоку. Прошли дальше и в результате вышли в тот же коридор, откуда началась экскурсия. Напоследок пощёлкали рычажки на каком-то аппарате, стоящем на столе с телефонами и лампой, а тот так истошно завизжал, что аж прибёг дядя, контролирующий, кто куда идёт.
Нам предстоял подъём наверх и, как то ни странно, он оказался не таким сложным. Жалко то, что повели нас только по одному из блоков – четвёртому, а их там ещё три! Интересно же, что там! Но, в принципе, хорошо уже то, что мы смогли увидеть это – даже то, что мы могли посмотреть – всё это интересно, очень.
Опухоль на ноге потихоньку спадает, но ступать всё равно больно. Удивилась, что даже ковыляя, умудрилась не опоздать на электричку. Обычно я иду от дома до станции минут 7-11, а тут дошла за 18. И вообще странно идти, чувствуя, как похрустывают, вставая на место, суставы. Чую, до субботы нога не пройдёт, а значит, меня ждёт весёлый концерт с прыганием на одной ноге с фотоаппаратом в руках.
18 мая, День Музеев, "Бункер-42 на Таганке"
Вчера был день музеев и по случаю такого события часть музеев работало бесплатно, а часть сильно снизила цену за вход. Нашей целью был «Музей холодной войны», он же «Бункер-42 на Таганке». В обычные дни вход стоит 700р, а для студентов – 400р и всё по предварительной записи. Вчера же всё было в порядке живой очереди и за 100 рублей с каждого. Разве мы могли упустить такой шанс? А фотовыставку «По воле Рока», расположенную там же, мы решили отложить до пятницы.
читать дальше
читать дальше